09 февраля 2018 года
Председатель Контрольно-счетной палаты Рязанской области В.В. Ионов дал интервью газете Рязанские ведомости.

Цель – сберечь бюджет

«Рязанцы должны понимать, что у них есть объективный и независимый инструмент под названием Контрольно-счетная палата, который позволяет контролировать распределение и траты бюджетных средств, по сути – народных денег», – с этих слов начался наш разговор с председателем Контрольно-счетной палаты Рязанской области Валерием Ионовым о важной и нужной работе этого ведомства.

Р.В. – Палата создана областной Думой и является главным распорядителем средств областного бюджета. Ведомство немногочисленно – здесь работает тридцать с небольшим человек. Чтобы палата была независимой, в ее структуре есть кадровая и юридическая службы, свой финансово-хозяйственный отдел, создан внутренний финансовый контроль. В плане работы палаты на 2018 год – 40 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Кроме этого, указаны «иные виды деятельности», например, участие в заседаниях областной Думы, в семинарах и конференциях, оказание консультаций, многое другое. Как удается все успеть, сколько времени уходит на одну проверку, какое количество специалистов задействовано в ней и по какому принципу формируется план работы на год?

В.И. – У наших аудиторов, у всех структурных направлений, действительно напряженный график работы. Специалисты имеют высшее финансовое, экономическое или юридическое образование, а свыше половины из них – несколько образований. Что касается планирования, то это наиважнейший вопрос нашей деятельности. Нужно так рассчитать силы, чтобы успеть выполнить максимальный объем работы имеющимися ресурсами. Поэтому перед планированием мы проводим анализ проделанной за последние пять лет работы, какие органы, министерства, учреждения, программы в этот период уже проверялись, а какие остались в стороне. Затем мы обращаемся в службу правительства, занимающуюся обращениями граждан, за сведениями о том, какие вопросы более всего интересовали рязанцев. Например, в 2017 году жители области больше всего обращались по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта, дорогам и социальным выплатам. Также мы учитываем обращения губернатора и поручения областной Думы. И уже исходя из полученных данных формируем план работы, который утверждает коллегия Контрольно-счетной палаты. Фактически работает четыре бригады из 3-5 человек. Для каждого нашего мероприятия есть стандарт внешнего государственного финансового контроля, который в том числе определяет длительность проверки – она не может превышать 35 дней. Сюда входит и подготовка проверки, и сбор информации, ее анализ, и выезд на место, и проведение встречной проверки, с замерами и привлечением, при необходимости, независимых лабораторий, и т.д. и т.п.

Р.В. – Насколько взаимосвязаны контрольное и экспертно-аналитическое направления работы палаты?

В.И.– Прежде чем проверять, мы делаем экспертизу, например, проекта бюджета – все ли спланировано в рамках закона? Контроль же осуществляется по факту его исполнения. Здесь мы оцениваем, полностью ли выполнено задание, правильно ли оплачены средства, нет ли завышения объема?

Р.В. – Какие законодательные акты подлежат экспертизе палаты?

В.И.– Все, которые связаны с расходованием бюджетных средств. По сути, мы – экспертная группа при областной Думе.

Р.В. – Подконтрольные сферы КСП разнообразны, требуют специфических знаний и квалификаций. Каким требованиям должен отвечать работник палаты?

В.И. – В составе наших бригад есть специалисты, обладающие необходимыми знаниями по любому направлению.

Р.В. – Достаточно ли эффективно и грамотно используются бюджетные средства – этот вопрос волнует каждого налогоплательщика. Что на него может ответить Контрольно-счетная палата?

В.И.– В основном грамотно и эффективно. Отмечу: надо отдать должное нашим коллегам из министерства финансов. Ведь сначала мы делаем экспертизу бюджета области, оцениваем, все ли спланировано в рамках закона, нет ли ошибок на стадии формирования. И, как правило, экспертиза показывает, что если ошибки и бывают, то чаще всего они незначительные, носят технический характер. Над бюджетом работают грамотные специалисты, и наше министерство финансов неоднократно отмечалось в числе лучших среди коллег из других регионов.

Р.В. – Но расходует бюджет не министерство финансов…

В.И. – Главные распорядители бюджетных средств – министерства, ведомства сфер образования, медицины и социальной защиты. Сюда уходит львиная доля бюджета, и это, на мой взгляд, правильно. Дети должны получать образование, все рязанцы – качественную и доступную медицинскую помощь. Конечно, недостаточно финансирование отрасли капитального строительства, она обладает мультипликативным эффектом, ее развитие приведет к росту экономики в целом.

Р.В. – Одним из приоритетных направлений работы всех органов власти является борьба с коррупцией. Какая роль в этом деле отведена Контрольно-счетной палате?

В.И.– Коррупция – это, по сути, воровство. При проверках бывают случаи, когда мы выявляем недостачу средств или нецелевое их использование. Но, как правило, причина этого – не злой умысел, а незнание или доверчивость. Каких-либо заведомо хитроумных схем мне не встречалось. Зная тех, кто находится по ту сторону проверки, могу сказать, что люди стараются уйти от возможных нарушений. Нередко подводят подрядчики, которые стараются при меньших усилиях получить большую прибыль.

Р.В. – В каких сферах при проверках чаще всего обнаруживаются ошибки?

В.И. – Например, где идет строительство, или в сферах, связанных с выплатами, в том числе при проверке высокодотационных муниципалитетов, куда поступают трансферты из областного бюджета. Нередко нарушения связаны с законодательными нюансами.

Р.В.– Подконтрольны ли областной Контрольно-счетной палате муниципалитеты, например, Рязань?

В.И. – В Рязани есть своя счетная палата, в которой работают высококвалифицированные специалисты. Мы общаемся с коллегами, взаимодействуем, обмениваемся планами работ, но прямого подчинения нет. Палата областного центра подотчетна городской Думе. Есть контрольно-счетные органы и в других муниципалитетах. Сегодня образован совет палат, который регулярно собирается, на совете мы обсуждаем наиболее актуальные для нас темы, обмениваемся опытом.

Р.В. – Вы не первый год возглавляете Контрольно-счетную палату области, что изменилось за последние годы, какова динамика выявляемых нарушений и о чем она говорит?

В.И. – Безусловно, ситуация меняется ежегодно, обновляется законодательство, появляются дополнительные факторы, влияющие на работу распорядителей бюджетных средств. Например, в 2014 году мы наблюдали всплеск нарушений, большинство из которых пришлось на Рязань, где в это время велось активное дорожное строительство. На следующий год нарушений было уже в два раза меньше. Это говорит, в первую очередь, о том, что были сделаны выводы, ошибки исправлены, а значит, выполнена главная задача – сберечь бюджет. Работа в этом направлении не прекращается, если в ходе проверок мы видим, что мешают пробелы в законодательстве, есть несостыковки, вносим свои предложения законодателю. Таким образом совместными усилиями система расходования бюджетных средств совершенствуется, становится более эффективной.

Р.В. – На сайте ведомства опубликована информация об обращениях в КСП рязанцев. С чем, как правило, обращаются в палату жители области?

В.И. – Рязанцы обращаются к нам с разными вопросами, как правило, связанными с нарушениями земельного, трудового, пенсионного законодательств. Но все они не входят в нашу компетенцию. Тем не менее каждое обращение мы рассматриваем и переправляем ответчику, то есть в то ведомство, которое компетентно разобраться в ситуации.

Светлана Максимова

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 19 (5529) от 09 февраля 2018 года



Предыдущая Следующая
Контрольно-счетная палата Рязанской области

390029, г. Рязань, ул. Чкалова, д.18
тел.: (4912) 40-50-00, факс: (4912) 40-50-03, e-mail: kspro62@yandex.ru
Вконтакте
Одноклассники